Главная Полезная информация Критерии мониторинга качества дошкольного образования

Критерии мониторинга качества дошкольного образования

Введение

 

Обобщенное понятие качества образования представлено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Вместе с тем проблема определения качества именно дошкольного образования и сегодня остается дискуссионной. Ограниченность процесса стандартизации российского дошкольного образования в настоящее время отчетливо осознается научным сообществом, практическими работниками и руководителями всех уровней управления. До настоящего времени на федеральном уровне отсутствуют единые подходы к определению критериев мониторинга качества дошкольного образования.

В то же время практически все регионы, в которых было проведено обсуждение предложенных критериев мониторинга качества дошкольного образования самостоятельно занимаются разработкой подходов к определению критериев.

Из представленных материалов можно сделать вывод, что подходы к мониторингу качества дошкольного образования должны быть многоуровневыми, в соответствии с распределением полномочий: региональный, муниципальный и уровень дошкольной организации.

Наиболее интересными представляются подходы к мониторингу качества муниципальной системы образования в Магаданской области.

Сформировано примерное положение о внутреннем мониторинге качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в Мурманской области, Чеченской Республике, разработаны критерии мониторинга качества дошкольного образования в образовательной организации в Республике Хакасия, Ростовской области.

К сожалению, в данных материалах примеров критериев мониторинга качества дошкольного образования регионального уровня представлено не было.

Большинство участников обсуждения предлагают в качестве критериев мониторинга качества дошкольного образования применять показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода в регионах к эффективному контракту, показатели официальных статистических наблюдений за доступностью дошкольного образования, а также учитывать результаты апробации в регионах системы мониторинга качества дошкольного образования, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений.

Практически все участники обсуждения отмечают необходимость разработки общих (модельных) критериев мониторинга качества дошкольного образования, позволяющих при сохранении вариативности в формах и методах обеспечивать единство образовательного пространства для детей дошкольного возраста в Российской Федерации.

Вместе с тем участники обсуждения обращают внимание на следующие проблемы:

  1. На федеральном уровне до сих пор не утвержден реестр примерных основных образовательных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки России к применению (чч. 10, 11 ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Работники дошкольных образовательных организаций пока не имеют достаточной подготовки и опыта для самостоятельной разработки основных образовательных программ без учета примерных программ.
  2. С 1 января 2014 г. вступили в силу пункт 3 части 1 статьи 8 и пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, закрепляющие новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий за счет бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение реализации основных образовательных программ в муниципальных дошкольных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1, ст. 8). Иные расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет бюджетов муниципальных образований (п. 1 ч. 1, ст. 9).

Однако в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) пункт 3.6.3, содержащий требования к финансовым условиям реализации основных образовательных программ, гласит, что объем определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования должен быть достаточным и необходимым для осуществления организацией:

— расходов на оплату труда работников, реализующих основную образовательную программу;

— расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы;

— расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

— иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации программы.

Таким образом, имеется несоответствие между п. 3 ч. 1, ст. 8 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и п. 3.6.3 ФГОС ДО: закон предусматривает в составе норматива затрат только расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, ФГОС − еще и расходы на дополнительное профессиональное образование руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности. Указанное несоответствие привело к тому, что данный вид расходов не включен в региональный норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, таким образом, не обеспечивается бюджетное финансирование расходов на дополнительное профессиональное образование дошкольных работников.

  1. ФГОС ДО содержит запрет на использование при мониторинге качества дошкольного образования критериев, связанных с образовательными результатами детей. Оценка индивидуального развития детей представлена в ФГОС в двух формах: диагностики педагогической и психологической, результаты которой являются личным инструментарием педагога, необходимым ему для коррекции детского развития и собственной педагогической деятельности. Массовые проверки образовательных результатов детей в дошкольном образовании не допускаются. В связи с этой установкой еще острее встает проблема контроля качества дошкольного образования.

В целях дальнейшей реализации мероприятий по модернизации дошкольного образования, создания оптимального инструментария для мониторинга его качества участники обсуждения рекомендуют:

  1. Комитету по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности внесения дополнения в пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, дополнительное профессиональное образование педагогических и руководящих работников по профилю их деятельности (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
  2. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Рособрнадзором РФ:

— ускорить работу по составлению и утверждению реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, рекомендованных к применению, и довести его до сведения субъектов Российской Федерации;

— разработать модельную методику мониторинга качества дошкольного образования.

В результате обобщения представленных вариантов критериев качества дошкольного образования и на основании иных материалов и разработок по данной тематике предлагается трехуровневый вариант критериев мониторинга качества дошкольного образования.

 

Основная часть

 

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение доступности дошкольного образования является компетенцией:

  • органов местного самоуправления (в части предоставления общедоступного образования и обеспечения условий для присмотра и ухода за детьми в муниципальных дошкольных образовательных организациях);
  • органов государственной власти субъекта Российской Федерации (в части финансового обеспечения образовательной составляющей деятельности дошкольных образовательных организаций – как государственных и муниципальных, так и негосударственных).

Следовательно, мониторинг качества дошкольного образования необходимо осуществлять на уровне региона и муниципалитета, а также на уровне отдельной дошкольной образовательной организации.

 

При разработке критериев мониторинга качества дошкольного образования предлагаем взять за основу следующие понятия:

Качество образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29).

Мониторинг качества дошкольного образования – анализ степени соответствия образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми установленным требованиям.

Уровень качества – степень достижения установленных требований.

Система мониторинга качества дошкольного образования – совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, критериев, показателей, способов, механизмов и процедур анализа основных качественных характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Субъекты мониторинга – юридические или физические лица, осуществляющие процедуру мониторинга качества дошкольного образования.

Объекты мониторинга – процессы и результаты деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми.

Критерии мониторинга – значения показателей, отражающие достижение установленных требований, или правила определения степени достижения установленных требований.

Показатели – формализованные (количественные) или неформализованные (описательные) качественные характеристики объектов мониторинга.

 

Критерии мониторинга качества дошкольного образования субъекта Российской Федерации:

  1. Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих дошкольные организации, в общей численности детей данной возрастной категории, нуждающихся в услугах дошкольного образования и присмотра и ухода и поставленных на учет для предоставления места в дошкольной образовательной организации.
  2. Доля детей в возрасте до 3 лет, посещающих дошкольные организации, в общей численности детей данной возрастной категории, нуждающихся в услугах дошкольного образования и присмотра и ухода и поставленных на учет для предоставления места в дошкольной образовательной организации.
  3. Число детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации, но таким местом не обеспеченных, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди.
  4. Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации, но таким местом не обеспеченных, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди.
  5. Число детей в возрасте до 3 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации, но таким местом не обеспеченных, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди.
  6. Доля детей в возрасте до 3 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации, но таким местом не обеспеченных, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди.
  7. Показатели переуплотненности групп в дошкольных образовательных организациях: число детей (из посещающих дошкольные образовательные организации) на 100 мест в дошкольных организациях (в соответствии с проектной мощностью).
  8. Разнообразие спектра образовательных услуг (в соответствии с лицензией), развитие вариативных форм образования.
  9. Создание условий для реализации ФГОС ДО во всех дошкольных образовательных организациях субъекта.
  10. Обеспеченность образовательного процесса квалифицированными педагогическими работниками и их соответствие требованиям к квалификации.
    • Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
    • Доля педагогов, подтвердивших соответствие занимаемой должности, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
    • Доля педагогов, прошедших повышение квалификации (или переподготовку) для реализации ФГОС ДО (накопительным итогом с 1 января 2014 года).
  11. Организация взаимодействия с учреждениями профессионального образования по вопросу обеспечения педагогическими кадрами:
    • Наличие государственного или муниципального заказа на подготовку кадров для дошкольных образовательных организаций.
    • Соответствующее количество бюджетных мест в образовательных учреждениях профессионального образования.
    • Целевой прием в учреждения профессионального образования на специальности «Дошкольная педагогика», «Дошкольная педагогика и психология», «Логопедия», «Дефектология».
  12. Наличие комплексных мер по повышению престижности профессии воспитателя:
    • Организация конкурсов профессионального мастерства,
    • Наличие ассоциаций педагогов дошкольного образования.
    • Заработная плата педагогов дошкольных организаций (в % по отношению к заработной плате в системе общего образования и в экономике региона в целом).

 

Критерии мониторинга качества дошкольного образования муниципальных районов и городских округов:

  1. Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих дошкольные организации, в общей численности детей данной возрастной категории, нуждающихся в услугах дошкольного образования и присмотра и ухода и поставленных на учет для предоставления места в дошкольной образовательной организации.
  2. Доля детей в возрасте до 3 лет, посещающих дошкольные организации, в общей численности детей данной возрастной категории, нуждающихся в услугах дошкольного образования и присмотра и ухода и поставленных на учет для предоставления места в дошкольной образовательной организации.
  3. Число детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации, но таким местом не обеспеченных, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди.
  4. Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации, но таким местом не обеспеченных, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди.
  5. Число детей в возрасте до 3 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации, но таким местом не обеспеченных, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди.
  6. Доля детей в возрасте до 3 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольной организации, но таким местом не обеспеченных, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди.
  7. Показатели переуплотненности групп в дошкольных образовательных организациях: число детей (из посещающих дошкольные образовательные организации) на 100 мест в дошкольных организациях (в соответствии с проектной мощностью).
  8. Разнообразие спектра образовательных услуг (в соответствии с лицензией), развитие вариативных форм образования.
  9. Создание условий для реализации ФГОС ДО, а также присмотра и ухода за детьми во всех дошкольных образовательных организациях данного муниципального района или городского округа.
  10. Обеспеченность образовательного процесса квалифицированными педагогическими работниками и их соответствие требованиям к квалификации.
    • Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
    • Доля педагогов, подтвердивших соответствие занимаемой должности, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
    • Доля педагогов, прошедших повышение квалификации (или переподготовку) для реализации ФГОС ДО (накопительным итогом с 1 января 2014 года)
  11. Организация муниципальной методической службы.

 

Критерии мониторинга качества дошкольной образовательной организации.

При разработке критериев необходимо учитывать две важные составляющие мониторинга качества дошкольной организации – внутреннюю и внешнюю:

  • внутренний мониторинг качества дошкольного образования включает самостоятельный мониторинг образовательной организации и мониторинг родителей, являющихся потребителями услуг данной организации, а также мониторинг дошкольной образовательной организации учредителем;
  • независимый (внешний) мониторинг качества дошкольного образования включает мониторинг надзорных органов, экспертный мониторинг профессиональных сообществ, общественных и иных организаций.

Для внутреннего мониторинга качества дошкольного образования необходимо использовать несколько видов контроля – оперативный, тематический и итоговый, и разработанные в соответствии с ними показатели анализа условий, созданных в дошкольной организации для дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми, состояния образовательного процесса и его результатов. Можно (и необходимо) разработать рекомендации по всем видам контроля! Самое важное, на что здесь необходимо обратить внимание – использование результатов внутреннего мониторинга для совершенствования работы дошкольной организации, повышения качества дошкольного образования.

Для внешнего мониторинга качества дошкольного образования все критерии предлагается разделить на три группы, соответствующие трем группам требований ФГОС ДО:

1 группа. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) требованиям действующих нормативных правовых документов[1].

2 группа. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации Программы требованиям действующих нормативных правовых документов.

3 группа. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения Программы требованиям действующих нормативных правовых документов.

I группа. Соответствие Программы требованиям действующих нормативных правовых документов:

  1. I. 1. Направленность Программы на:

I.1.1. формирование общей культуры;

I.1.2. развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;

I.1.3. формирование предпосылок учебной деятельности;

I.1.4. сохранение и укрепление здоровья;

I.1.5. коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии[2];

I.1.6. обеспечение позитивной социализации детей и их социальной успешности.

I.2. Соответствие Программы принципам:

I.2.1. возрастной адекватности;

I.2.2. развивающего образования;

I.2.3. поддержки детской инициативы в разнообразных видах детской деятельности;

I.2.4. субъектной позиции ребенка в образовательном процессе;

I.2.5. единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

I.2.6. комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, обеспечивающего его мотивацию;

I.2.7. интеграции образовательных областей;

I.2.8. взаимодействия организации с семьями детей.

I.3. Отражение в Программе основных моделей построения образовательного процесса (совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей), в том числе:

I.3.1. ведущей деятельности возраста (игровой);

I.3.2. организации специфически детских видов деятельности (двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения (восприятия) художественной литературы);

I.3.3. возможности учета потребностей и интересов детей;

I.3.4. отсутствие других, неадекватных дошкольному возрасту моделей построения образовательного процесса (учебной, школьно-урочной и др.).

I.4. Соответствие предлагаемых в Программе форм работы с детьми:

I.4.1. принципу возрастной адекватности;

I.4.2. субъект-субъектной модели организации образовательного процесса.

I.5. Использование для разработки Программы примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (из утвержденного федеральным уполномоченным органом реестра примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования)[3].

I.6. Соответствие общего объема Программы:

I.6.1. требованиям к общему времени реализации основной общеобразовательной программы;

I.6.2. виду образовательной организации, в том числе и имеющимся приоритетным направлениям деятельности;

I.6.3. режиму пребывания детей.

I.7. Соответствие структуры программы требованиям ФГОС ДО: наличие в программе целевого, содержательного и организационного раздела.

  1. II. Соответствие условий реализации Программы требованиям действующих нормативных правовых документов:

II.1. Соответствие психолого-педагогических условий требованиям ФГОС ДО.

II.2. Соответствие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации требованиям ФГОС ДО:

II.2.1. Общим принципам ФГОС ДО:

  • насыщенность среды в соответствии с реализуемой Программой;
  • трансформируемость;
  • полифункциональность;
  • вариативность;
  • доступность;
  • безопасность;
  • возрастная адекватность.

II.2.2. Требованиям обеспечения процессов присмотра и ухода.

II.2.3. Требованиям к организации совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей:

  • игровой;
  • двигательной;
  • коммуникативной
  • познавательно-исследовательской;
  • речевой;
  • трудовой;
  • продуктивной;
  • чтения (восприятия) художественной литературы;
  • музыкально-художественной.

II.2.4. Требованиям к оказанию квалифицированной коррекции детям с ограниченными возможностями здоровья.

II.2.5 Соответствие оборудования и оснащения групповых помещений:

  • гигиеническим требованиям;
  • эстетическим требованиям;
  • принципу необходимости и достаточности для реализации Программы.

II.2.6. Соответствие оборудования и оснащения методического кабинета принципу необходимости и достаточности для реализации Программы.

II.2.7. Соответствие оборудования и оснащения кабинета педагога-психолога, логопеда, дефектолога[4], иных кабинетов:

  • гигиеническим требованиям;
  • принципу необходимости и достаточности для реализации Программы, в том числе с осуществлением квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

II.2.8. Соответствие оборудования и оснащения музыкального и физкультурного залов (иных залов, игровых комнат, изостудий, театральных студий):

  • гигиеническим требованиям;
  • эстетическим требованиям;
  • принципу необходимости и достаточности для реализации Программы.

II.2.9. Соответствие технических средств обучения:

  • гигиеническим требованиям, в том числе наличие сертификатов качества;
  • принципу необходимости и достаточности для реализации Программы.

II.3. Соответствие кадрового обеспечения требованиям, предъявляемым к:

  • укомплектованности педагогических кадров;
  • укомплектованности руководящих кадров;
  • укомплектованности иных кадров;
  • уровню квалификации кадрового состава;
  • дополнительному профессиональному образованию кадрового состава.

II.4. Соответствие материально-технического обеспечения требованиям, предъявляемым к участку, зданию, помещениям.

II.5. Программно-методическое обеспечение:

  • наличие комплекса пособий (для педагогов, родителей, детей), обеспечивающих реализацию обязательной части Программы;
  • концептуальная непротиворечивость примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и комплекса пособий, обеспечивающих ее реализацию;
  • направленности комплекса пособий на качественную реализацию Программы с учетом целевых ориентиров;
  • наличие полного комплекта программ, технологий методик, обеспечивающих реализацию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

II.6. Соответствие нормативно-правового обеспечения реализации Программы, в том числе наличие следующих обязательных документов и их соответствие требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов:

  • Основной образовательной программы дошкольного образования;
  • устава;
  • учредительных документов;
  • локальных актов;
  • лицензии на право осуществления образовательной деятельности;
  • акта приемки организации к новому (текущему) учебному году;
  • протоколов заседания органа самоуправления организации;
  • документов, обеспечивающих процесс управления реализацией Программы, в том числе анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование и коррекцию реализации Программы;
  • программы развития (в условиях внедрения ФГОС ДО).

III. Соответствие результатов освоения Программы требованиям действующих нормативных правовых документов:

Соответствие критериев, характеризующих динамику формирования и сформированность (к окончанию дошкольного периода детства) физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств в соответствии с целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО.

 

В качестве дополнительных критериев мониторинга качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации можно сформулировать следующие критерии:

  1. Наличие в дошкольной образовательной организации групп разной направленности: ясельные, кратковременного и круглосуточного пребывания, оздоровительной направленности.
  2. Разнообразие видов деятельности дошкольной образовательной организации.
  3. Информационная открытость деятельности дошкольной образовательной организации.
  4. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
  5. Использование современных технологий в образовательной деятельности.
  6. Выявление и индивидуальная поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
  7. Обеспечение учета особенностей здоровья отдельных категорий детей с индивидуальными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в образовательном процессе.
  8. Создание условий для участия родителей в образовательном процессе.

[1] В качестве нормативных правовых документов мы рассматриваем, в первую очередь, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО.

[2] Только для организаций, имеющих группы комбинированной и компенсирующей направленности.

[3] Данный критерий должен быть включен в общую систему мониторинга после формирования федеральным уполномоченным органом перечня примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

[4] Только для организаций, осуществляющих квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.