Главная Полезная информация Предложения в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации по проблемам инклюзивного дошкольного образвания

Предложения в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации по проблемам инклюзивного дошкольного образвания

шапка

 

Уважаемый Дмитрий Викторович!

19 ноября 2015 года состоялся методический семинар-совещание в режиме видеоконференции на тему: «Работа с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: результаты мониторинга Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в котором приняли участие представители экспертного и родительского сообществ, законодательной и исполнительной власти федерального и региональных уровней, в том числе, Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Владимировна Третьяк и начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации Лариса Павловна Фальковская.

Направляем Вам замечания и предложения в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации, сформированные по итогам совещания и касающиеся преодоления основных проблем развития инклюзивного дошкольного образования.

Развитие инклюзивного образования стало одной из тенденций модернизации образования. Впервые образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) стало нормой для обычных детских садов. Однако на практике система образования оказалась не в полной мере готова к таким нововведениям.

Результаты проведенного партией «Единая Россия» мониторинга в 32 субъектах Российской Федерации показали, что заявленная инклюзия в сфере дошкольного образования не превышает 10%. Важным является тот факт, что в большинстве своем выявленные ресурсы – это наследие от существовавшей ранее системы, которое не всегда соответствует современным требованиям. Необходимые материально-технические условия не создаются, недостаточно развит институт ассистентов и квалифицированных педагогов. Одновременно с этим происходит сокращение количества образовательных организаций специального образования, психолого-педагогических и медико-социальных центров, а также выделения средств на содержание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях. Часто реорганизация специального образования в инклюзивное носит случайный характер, основным результатом становится сокращение финансирования дошкольного образования детей с ОВЗ.

Выявлены следующие проблемы образования детей
с ОВЗ и предложены пути их решения:

 

ПРОБЛЕМЫ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Отсутствие методических комплектов и методических рекомендаций по разным аспектам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработка методических комплектов и методических рекомендаций в помощь образовательным организациям по разработке адаптированных образовательных программ.
Отсутствие примерных образовательных программ для различных категорий детей с ОВЗ. В настоящее время в перечне примерных образовательных программ на сайте Федерального Института Развития Образования (далее – ФИРО) предоставлена только одна адаптированная образовательная программа, а именно: «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Разработка и утверждение в кратчайшие сроки примерных образовательных программ для различных категорий детей с ОВЗ и размещение их на сайте ФИРО. Отдельное внимание необходимо уделить разработке утвержденных программ для детей с расстройствами аутистического спектра и для детей со сложной структурой дефекта, которых до сих пор в России не было.

Отсутствие современной предметно-пространственной развивающей образовательной среды.Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды для детей с ОВЗ.В связи с отсутствием процедуры единой диагностики и обследования детей с ОВЗ разных категорий, одному и тому же ребенку разными психолого-медико-педагогическими комиссиями предлагаются разные специальные условия образования. Кроме того, отмечено отсутствие ясного механизма и системы финансирования специальных условий для детей с ОВЗ.Определение процедуры единой диагностики и обследования детей с ОВЗ, единого перечня и спецификации специальных условий, которые в свою очередь будут ориентированы на четкий механизм и систему финансирования специальных условий для детей с ОВЗ.

Слабое развитие межведомственного и сетевого взаимодействия.Консолидация ресурсов в образовании детей с ОВЗ.Действующее законодательство не определяет понятие психолого-медико-педагогическая коррекция, состав работ и трудовых действий персонала, необходимых для ее осуществления. В результате лицензирование медицинской деятельности в коррекционных детских садах осуществляется по подвидам специализированной медицинской помощи, в связи с чем к ней предъявляются такие же требования, как к специализированной помощи, оказываемой в медицинских учреждениях. Однако, помощь, оказываемая в рамках проведения коррекционной работы, гораздо уже по составу работ и трудовых действий персонала, и предполагает меньший объем и перечень необходимого для этого медицинского оборудования.Разработка совместно с Министерством здравоохранения РФ совместных рекомендаций об организации психолого-медико-педагогической коррекции в организациях дошкольного образования с указанием видов работ, перечней оборудования, штатных единиц медицинского персонала.

 

 

Предложены следующие рекомендации Министерству образования и науки РФ:

 

  1. Создать государственную систему учета и статистики детей с ОВЗ и детей-инвалидов с целью прогнозирования потребностей в образовании, в том числе инклюзивном, и психолого-педагогической помощи.
  2. При определении методики расчета нормативов финансирования образовательных организаций учитывать необходимость создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, обучающихся в дошкольных образовательных организациях.
  3. Развивать систему раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей (систему ранней помощи).
  4. Разработать и утвердить Приказ «О порядке оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья или риск их возникновения, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования» (далее – Приказ), закрепив в Приказе различные научно- и практико-обоснованные подходы к обеспечению ранней помощи для детей, в зависимости от их отнесенности к детям с ОВЗ или детям групп риска.
  5. Внести изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в части установления непосредственных требований к условиям сопровождения родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ, тем самым закрепив принципы обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, на данный момент стандартом лишь декларируемые.
  6. Включить услугу по предоставлению методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, как отдельную услугу в раздел «Образование» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, а также в Базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ) в сфере «Образование и наука».
  7. Обеспечить участие в образовании детей с ОВЗ дошкольного возраста учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь.
  8. Создать ресурсные центры по развитию и поддержке инклюзивного образования, в функции которых входит методическое сопровождение, координация взаимодействия учреждений образовательной вертикали, апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий, планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения.

 

 

подпись