Алёна Аршинова: «В новом законе об образовании в России власти учли пожелания общества»

12 сентября 2013
Алёна Аршинова: «В новом законе об образовании в России власти учли пожелания общества»
Фото: «Голос России»

Совместный проект радиостанции «Голос России» и Фонда исследования проблем демократии

Гость программы — Алёна Аршинова, депутат Государственной думы России, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию.

Ведущий — Максим Григорьев.

Григорьев: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В гостях у нас — Алёна Игоревна Аршинова, депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по образованию.

Насколько я знаю, с первого сентября начал действовать новый закон об образовании в Российской Федерации. Что нового в этом законе?

Аршинова: Да, начал. Закон содержит очень много новелл. Это очень своевременный закон. Очень хорошо, что при его разработке мы использовали комплексный подход. Он проходил очень тяжело, учитывалось мнение всех политических сил. Он обсуждался несколько лет, были предложены тысячи поправок.

Более того, эти поправки поступали не только в письменном виде или делались на круглых столах, которые устраивало Министерство образования, или обсуждение проходило в рамках Комитета по образованию Госдумы предыдущего созыва.

Также работал и портал, где принимались электронные предложения, которых было очень много. Я точно знаю, что многие из них были учтены.

Григорьев: Эти предложения в электронном виде мог отправить любой гражданин Российской Федерации?

Аршинова: Конечно. Не важна профессия граждан. Если вы считали, что проект закона содержит не ту норму, норма искажена или не учитывает интересы учащихся или педагогов и так далее, была возможность прислать любую поправку и обоснование к ней.

Более того, нынешний министр первое время носил с собой часть этих предложений и даже знал имена и фамилии тех, кто присылал поправки в электронной форме.

Григорьев: Эти предложения были содержательными и интересными, или было «народное творчество», и чаще всего это люди, не очень понимающие, что такое закон?

Аршинова: Большая часть предложений была абсолютно правильной и обоснованной, поэтому была учтена. В большей степени интерес был у образовательного сообщества. Например, были педагоги, которые работают в сельских поселениях, родители, которые считали, что нужно закрепить права учащихся, чтобы был закреплен институт согласования.

Григорьев: Что это за согласование?

Аршинова: В новом федеральном законе закреплено, что без согласования с советами учащихся, с родительскими советами, с советами педагогов не должны приниматься никакие решения.

Очевидно, что власть должна учитывать мнение гражданского общества. Но раньше так делалось далеко не всегда. Было необходимо закрепить эту норму для чиновников, которые работают на местах. Например, такие ситуации возникают при закрытии малокомплектных сельских школ. Классы по 5 человек в таких школах содержать сложно. И это очень сильно волновало граждан, которые живут в сельских поселениях. Теперь без согласования с сельским сходом, людьми, которые живут в поселке, закрыть школу невозможно…

Полная версия программы доступна в аудиоформате.

Скачать аудио файл

Максим Григорьев, Голос России