Независимая оценка качества как инструмент прогноза развития дошкольной образовательной организации

25 февраля 2015
Независимая оценка качества как инструмент прогноза развития дошкольной образовательной организации

В настоящее время в российском дошкольном образовании существуют государственные процедуры оценки качества и условий образовательного процесса. К ним относятся лицензирование, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинговые исследования оценки качества на уровне Российской Федерации, информационная открытость дошкольного образования и другие.

Качество дошкольного образования, поскольку оно в значительной степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в РФ, должно соответствовать требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Проблема оценки качества дошкольного образования всегда была на повестке дня управленческих и педагогических кадров, учёных и специалистов, несмотря на трудности в решении этого вопроса.

Для того чтобы понять, что же такое независимая оценка качества образования, необходимо сначала привести общее определение качества образования из статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» [8], которое трактуется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, <…> и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Статья 95 этого Закона дает определение независимой оценки качества образования как «определение соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках». В соответствии с этой статьей у руководителя дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) появляется новая задача — участие в независимой оценке качества образования. Для большинства управленческого корпуса решение этой задачи требует грамотного осмысления сопровождающих эту деятельность нормативных документов.

Отправными точками в сфере независимой оценки качества стали Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [7] и Федеральный закон «Об образовании в РФ» [8]. Кратко рассмотрим основные положения этих документов.

В Указе предусмотрено: «1. Правительству Российской Федерации: «… к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».

В законе «Об образовании в РФ» [8] указано, в каких формах можно осуществлять независимую оценку качества образования (далее — НОКО). Для ДОО – это «оценка деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Оценка проводится организациями, осуществляющими общественную и профессионально-общественную аккредитацию, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в области образования».

Независимая оценка качества образования это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования [1] .Оценка деятельности организаций может предусматривать сбор, анализ и оценку общедоступной информации о деятельности таких организаций, в том числе информации, опубликованной в средствах массовой информации, сети Интернет <…>, формирование рейтингов организаций <…> и реализуемых ими образовательных программ[1].

В продолжение данного тезиса региональные власти разрабатывают системы показателей эффективности деятельности образовательной организации, руководителей и педагогических работников, которые ложатся в основу эффективных контрактов, показателей выполнения государственного/муниципального задания, выданного образовательной организации, предоставляющей услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, отчетов о самооценке образовательной организации и др.

В 2013 году В РФ был апробирован первый рейтинг муниципальных детских садов России – 2013 ( http://ria.ru/sn_edu/20130919/960258398.html), который проводился по трем основным направлениям: 1) условия, созданные для ребенка в детском саду (здоровье и безопасность, организация пространства); 2) педагоги, работающие с детьми в детском саду; 3)дополнительные услуги в детском саду. Итоги рейтинга неутешительные: в целом ни один детский сад не соответствует оценке «отлично»; 4 лидирующих детских сада (0,1%) соответствуют оценке «хорошо». Основная масса исследуемой выборки (3511 детских садов — 99,3%) соответствует оценке «удовлетворительно», «неудовлетворительно» оценен 21 детский сад.

В некоторых регионах (http://edu.admrzn.ru/index.php/-10) стали проводить муниципальные рейтинги, где осуществляется попытка оценить качество дошкольного образования с привлечением граждан и общественных организаций путем голосования, и сопоставить эти результаты с оценкой независимых профессиональных экспертов. Пока сложно предугадать, к какому выводу придут городские/муниципальные власти относительно качества дошкольного образования, но нам представляется, что за этим последуют определенные управленческие решения, в том числе и кадровые.

Документы Правительства РФ «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» [4] , «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 — 2015 годы» [6] и «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» [1] раскрывают положения Указа президента и Федерального закона «Об образовании в РФ». В частности в них дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы, описаны формы независимой оценки качества; указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием, представлены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.

Для осмысления новых для многих руководителей нормативных документов и активного их использования в практической работе всеми заинтересованными лицами нами предпринята попытка представить основные положения этих документов в таблицах. Сначала важно понять, кто является участниками независимой оценки качества образования, каковы их функции (табл. 1).

Таблица 1

Участники независимой оценки качества образования

1.Образовательные организации
обеспечивают сбор информации по показателям деятельности (самообследование и мониторинг системы образования), подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет
предоставляют в открытом доступе в сети Интернет отчет о результатах самообследования, а также информацию в соответствии с принципами открытости согласно действующему Федеральному закону
по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций
используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов
обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах;
могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
2.Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования
некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации
коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы
региональные центры оценки качества образования
отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования
3.Общественные советы
определяют стратегию проведения независимой оценки качества образования в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
готовят предложения в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, а также рекомендуют широкой общественности кандидатов в список физических лиц — экспертов регионального уровня;
проводят общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовят предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
оказывают содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования;
координируют деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования.
4.Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, ОМС
содействуют созданию условий для формирования и развития в регионе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования;
формируют и координируют деятельность общественных советов;
вносят на рассмотрение общественных советов предложения по планам мероприятий, направленных на проведение независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов, на муниципальном, региональном уровнях, по содержанию технического задания на разработку методики оценки, в том числе рейтингов;
развивают региональные центры оценки качества образования;
обеспечивают подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информации по показателям деятельности региональных, муниципальных систем образования <*>, публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием, в том числе содержащих описание результатов независимой оценки качества образования
способствуют проведению рейтингов для образовательных организаций, содействуют их многообразию и учету их результатов при поведении региональных, муниципальных оценочных процедур;
координируют деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости государственных (муниципальных) образовательных организаций;
формируют и размещают открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц — экспертов регионального уровня на сайте регионального органа управления образованием;
обеспечивают открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций, при согласовании набора критериев оценки, методологии оценочных процедур.

Второй шаг в понимании процедуры НОКО состоит в том, чтобы разобраться, каковы действия субъектов независимой оценки качества, какие полномочия каждому субъекту определены существующими нормативными документами (табл.2).

Таблица 2.

Управленческие действия при организации независимой оценки качества образования [1]

Действия субъектов независимой оценки качества
СМИ, общественные организации, рейтинговые агентства и др. Общественный совет (при учредителе)
Публикация результатов общественного мнения. Использование открытых данных, публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) Создание рейтингов и других оценочных процедур в отношении ОООД[1] и образовательных программ с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования Инициирование сравнительных оценочных процедур  Формирование критериев эффективности организаций
Обобщение и анализ общественного мнения и рейтингов

 

Действия субъектов независимой оценки качества
Учредитель Образовательная организация
инициирование рейтингов (или другие оценочные процедуры) обсуждение параметров качества образования, соответствия запроса потребителей и предложений поставщиков на рынке образовательных услуг
привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц
координация действий ведомств, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций
совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях соответствие результатов освоения образовательных программ современным требованиям ФГОС
На основе оценки общественных советов осуществляется:
Учредителем Образовательной организацией
Разработка мероприятий по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг Разработка плана по улучшению качества образования
Размещение плана по улучшению качества образования на сайте образовательной организации[3]
Учет результатов НОК при оценке эффективности работы руководителя ОООД Стимулирующая выплата руководителю образовательной организации

Руководитель ДОО должен разобраться, каковы цели и задачи проводимой оценки качества. Участвуя в этой процедуре важно понять, кому и зачем необходимо ее проводить (табл.3)? Эти ответы мы находим в тех же документах.

Таблица 3

Цели субъектов НОКО

Кому Зачем
физическим лицам потребителей образовательных услуг (в том числе родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования) для оказания им содействия в выборе образовательной организации,образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ
юридическим лицам (в том числе самой образовательной организации) для определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы; 
учредителю,общественным объединениям и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ОООД, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.

В законе «Об образовании в РФ» [8] дан запрет на проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (воспитанников) по образовательным программам дошкольного образования. Поэтому результаты освоения обучающимися (воспитанниками) образовательных программ в детском саду не подлежат оценке со стороны независимых экспертов. В связи с этим независимой оценке могут быть подвергнуты только сами программы дошкольного образования и условия, при которых эти программы реализуются (табл.4).

Таблица 4.

Объект независимой оценки качества образования

(для дошкольных образовательных организаций)

Объект НОКо Наличие НОКО
образовательные программы, реализуемые образовательными организациями +
условия реализации образовательного процесса +
— в   т.ч. сайты образовательных организаций и др. +
результаты освоения обучающимися образовательных программ
деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования +

Важно понять, каковы же инструменты независимой оценки. Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к которым относятся и дошкольные образовательные организации, это могут быть рейтинги, публичные доклады и другие, открытые в СМИ и в сети «Интернет» сведения (табл.5).

Таблица 5

Инструменты НОК

Рейтинг — один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций
описание методов и индикаторов, используемых при построении рейтинга образовательных организаций;сведения о баллах и весах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;

анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов

все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей и т.п.);
рейтинг, представленный в открытом доступе, должен содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в рейтинг, могут получить разъяснения о применяемой методологии, направить свои комментарии
Публичные доклады[2]
Данные внешней и внутренней оценки публикуются образовательными организациями в публичном докладе, обсуждаются с участием представителей органов государственно-общественного управления образованием, СМИ, общественных объединений.Публичные доклады размещаются на официальных сайтах образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования.
Другие открытые данные
Данные официального статистического учета, другие сведения, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаются на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».[5]

Еще один вопрос волнует тех, кого будут оценивать в рамках независимой оценки качества дошкольного образования, это вопрос о лицах, которые будут являться заказчиками (табл.6). Может ли случиться ситуация, при которой для принятия кадровых решений учредитель или другое лицо «закажет» независимую оценку качества какой-либо организации/программы, оплатив услуги соответствующим экспертам, и по «оплаченным итогам» независимой оценки принять соответствующие управленческие решения?

Таблица 6.

Заказчики независимой оценки качества образования

1.   общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты
формируют заказ на проведение сопоставительных оценочных процедур для определения качества работы и результатов деятельности образовательных организаций совместно с информационными агентствами, организациями, осуществляющими процедуры независимой оценки качества образования
  1. учредитель образовательной организации
обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, для включения подведомственной организации (с учетом согласия на участие в соответствующей программе со стороны органа государственно-общественного управления данной организации) в соответствующие программы оценочных процедур (в том числе рейтинги, формы общественно-профессиональной аккредитации, др.);
3.   органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
согласовывают с общественным советом инициативу по проведению соответствующих оценочных процедур и совместно формируют заказ организациям, осуществляющим процедуры независимой оценки качества образования, обеспечивая открытость этапов обсуждения и согласования заказа
  1. руководитель образовательной организации
обращается к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, а также экспертам в области оценки качества образования с целью независимой оценки качества реализуемых его организацией образовательных программ
  1. педагогический работник образовательной организации
имеет право обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории
  1. родители обучающихся
обращаются непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью определения уровня результатов освоения образовательных программ обучающегося. Выбранная организация с учетом образовательной программы, осваиваемой обучающимся, разрабатывает и проводит оценочные процедуры, по результатам которых формирует рекомендации родителям обучающегося;
  1. обучающиеся старших классов
имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.

Размышляя о независимой оценке качества дошкольного образования в современных реалиях, мы приходим к выводу, что независимая оценка это не что иное, как ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА дошкольной образовательной организации и программ дошкольного образования.

Второй вывод, к которому мы приходим, это заключение о том, что проведение независимой оценки качества дошкольного образования даст дополнительную возможность определения тенденций развития системы дошкольного образования в районе, городе, Российской Федерации, позволит прогнозировать дальнейшее развитие конкретного детского сада и в связи с ее результатами позволит принимать обоснованные управленческие решения. При любой оценке качества дошкольного образования, внешней или внутренней, государственной или независимой смысл один: выиграть должен РЕБЕНОК.

 

Литература

  1. Письмо Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко от 14 октября 2013 г. «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов»
  3. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  4. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 г. «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 487-р «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 — 2015 годы»
  7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Федеральный закон «Об образовании в РФ», утвержденный 29.12.2012.
  8. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№273.

 

 

[1] Организации, осуществляющие образовательную деятельность

 

Верховкина М.Е.,к с. н., доцент,зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО